Венера
Бытует мнение, что для создания художественного произведения настоящая живая обнажённая модель нужна только фотографам, а художникам не обязательна. Ведь занятия в натурных классах всегда были основой классического художественного образования, поэтому логично предположить, что после многих лет писания и рисования обнажённых моделей художники и скульпторы достаточно хорошо изучили анатомию человеческого тела и могут придумать образ силой своего воображения. Это глубокое заблуждение! Чтобы работа была по-настоящему красивой и чувственной, всегда необходимо, чтобы художнику позировала симпатичная модель. Получиться в итоге может не обязательно реалистичное изображение; но Пабло Пикассо, например, когда он писал весьма абстрактную женскую фигуру с одним глазом и четырьмя грудями, позировала реальная муза - подруга Ева. И Эгон Шиле, и Густав Климт тоже рисовали и писали вполне конкретных барышень.
Эту прекрасную мраморную скульптуру - Венеру, богиню любви и красоты, скульптор Джованни (Иван Петрович, на русский манер) Витали изваял в начале 1850-х по личному заказу Императора Николая I. Несмотря на то, что в качестве образца у него была античная статуэтка из Аничкова дворца, ему позировали ещё и натурщицы, а одна из них, Екатерина, благодаря своей матери, даже вошла в историю. Мамаша девицы, мещанка Авдотья Луговская, очень дорожила природной красотой своей дочери - на сеансы к скульптору приходила вместе с ней, зорко следила за тем, чтоб с его стороны не было никаких поползновений, и сама получала денежки. Платил Иван Петрович щедро - десять рублей серебром за сеанс, но, тем не менее, когда скульптура была готова и выставлена в Эрмитаже, вздорная Луговская посчитала, что этого мало. В Российском государственном историческом архиве сохранилось её прошение на высочайшее имя, поданное в Министерство Императорского двора. В нём она жалуется на профессора Императорской академии художеств Ивана Петровича Витали. По словам Луговской, известный ваятель обманул ее дочь, что он будто бы обещал принять девушку на пожизненное содержание и ежемесячно "вознаграждать" ее 15 рублями серебром, что ее дочь в период позирования скульптору подорвала свое здоровье, а "пикантность", присущая занятиям натурщицы, лишила ее "даже надежды выйти прилично в замужество". Между тем, указывала она, ей известно, что скульптор Витали за работу над Венерой получил награду (Государь пожаловал его орденом Св. Анны с императорской короной и десятью тысячами рублей серебром). По мнению Луговской, сей факт делал отказ мастера платить бедной натурщице особенно вопиющим.
Сперва скульптор предоставил в Министерство свое видение ситуации, эти документы тоже есть в Архиве. Потом, посовещавшись с женой, просто передал для досадной Луговской тысячу рублей, но с тем условием, что она навсегда оставит его в покое. Последняя осталась этой суммой вполне удовлетворена и написала расписку, что "за сим всякая претензия со стороны её по изъяснённому предмету прекращается". Сомневаюсь, что эти дрязги дошли тогда до Императора, скорее всего, всё решилось на уровне чиновников.
Скульптура "Венера, снимающая сандалию" после создания Русского музея Императора Александра III переехала из Эрмитажа в него и сейчас украшает Академический зал. И не просто украшает - она, можно сказать, является его доминантой, композиционным центром. Немногие скульптуры в музее расположены в залах по центру, чаще они размещаются в углах, у стен между картин и воспринимаются скорее декоративными элементами, нежели художественными произведениями. Эту же Венеру можно обойти и со всех сторон полюбоваться качеством выделки мрамора и восхититься красотой совершенного женского тела. Кстати, находясь в Зале новейшей русской скульптуры Нового Эрмитажа, она была единственной, обнесённой ажурной металлической оградкой, это зафиксировано на акварели Луиджи Премацци 1854 года. Расположена она была лицом к окну, а спиной к проходу, так что руки посетителей просто сами к ней тянулись.
То, что у Джованни Витали получился шедевр, стало очевидно сразу: заказчик, Император Николай I, тут же заказал две копии методом гальванопластики на подарки, а сам автор, сняв с мраморного оригинала форму, отлил скульптуру в бронзе (она находится в Сергиевке, в усадьбе герцогов Лейхтербергских). Что касается гальванопластических реплик, то одна уехала в Германию, другая была установлена в Петергофе на Ольгином острове у павильона, но погибла во время войны. Сравнительно недавно Ольгин павильон был восстановлен, а скульптуру изготовили опять методом гальванопластики с бронзовой отливки из Сергиевки. Но это ещё не всё - при копировании таким методом используется промежуточная гипсовая модель из нескольких фрагментов, которая обычно не сохраняется. В данном случае все участники процесса были настолько очарованы красотой и совершенством скульптуры, что детали эти собрали воедино и передали в Музей истории Санкт-Петербурга. Так что гипсовая Венера выставлена теперь в его филиале, стоит на парадной лестнице Особняка Румянцева, что на Английской набережной.