Медея Ивановна Фигнер (1859 - 1952), оперная певица (меццо-сопрано).
Амадея Мей Джоваиде родилась во Флоренции, дебютировала 1875 году, с успехом пела в ведущих итальянских и испанских театрах Турина, Генуи, Милана, Барселоны, Мадрида, Севильи. Она была одной из самых выдающихся итальянских примадонн второй половины 19 века; дважды, в 1884-м и 1886-м годах, молодая певица совершила многомесячные триумфальные турне по странам Южной Америки. Её сценическими партнёрами в то время были Виктор Морель, Франческо Таманьо, Анджело Мазини и Маттиа Баттистини.
Знакомство с Николаем Николаевичем Фигнером состоялось в 1887 году в Болонье, где они вместе пели в опере Гаэтано Доницетти "Фаворитка". Главные действующие лица в ней - реальные исторические персонажи: король Кастилии Альфонc XI и его любовница Леонора ди Гусман, родившая ему десять детей. Альфонса пел Фигнер, Леонору - Мей. Опера очень чувственная и очень длинная, так что роман у них не мог не случиться… Николай Николаевич, как порядочный человек, пригласил Амадею в Петербург, хоть и имел там жену с ребёнком, да и у примы тоже был муж, а детей к тому моменту и вовсе двое. Она согласилась и приехала…
В Петербурге уже в том же году она дебютировала партией Валентины в опере Джакомо Мейербера "Гугеноты" на сцене Мариинского театра. Публика приняла итальянку восторженно, и на протяжении четверти века её судьба была связана с этой сценой. А 8 февраля 1889 года состоялось бракосочетание Николая Фигнера и Медеи Мей. За шесть лет после свадьбы у супругов Фигнер родились четыре ребёнка: два мальчика и две девочки. На афишах театра она поначалу именовалась как Медея Мей-Фигнер, но постепенно её итальянская фамилия потерялась, и в историю русской оперы она вошла как Медея Ивановна Фигнер.
Репертуар Медеи Фигнер на сцене Мариинского театра был разнообразен: это партия Джоконды в одноименной опере Амилькаре Понкьелли, Маргариты в "Мефистофеле" Арриго Бойто, Дездемоны в опере Джузеппе Верди "Отелло". Выучив русский язык, она стала первой исполнительницей в операх Э.Ф. Направника - первой Машей в его "Дубровском" и первой Франческой в его же "Франческе да Римини". Фигнер была первой исполнительницей на русской сцене партий Кармен, Брунгильды и Тоски. Партии Мими и Тоски певица готовила под руководством Джакомо Пуччини, специально для этого приезжая к нему в Италию. Из опер Рихарда Вагнера в ее репертуаре, помимо Брунгильды из "Зигфрида", были Елизавета из "Тангейзера" и Эльза из "Лоэнгрина". Среди ее великих партнеров по сцене кроме мужа надо отметить Федора Шаляпина и Леонида Собинова, Антонио Тамбурини и Энрико Карузо.
Исследователи творчества П. И. Чайковского утверждают, что многие свои произведения композитор писал в расчёте на вокальные и сценические возможности четы Фигнеров. Они действительно пели заглавные партии на премьерах "Евгения Онегина", "Иоланты" и "Пиковой дамы". Сочиняя последнюю, композитор писал партию Германа применительно к таланту Николая Фигнера, даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер", а в том, что Лизу лучше всего споёт Медея Фигнер, даже не сомневался. 6 декабря 1894 года Николай Николаевич и Медея Ивановна были всемилоствейше удостоены звания Солистов Его Императорского Величества.
"Неразделимая чета Фигнер" блистала на сцене и в жизни, фотоотрытки с их портретами вдвоём, по одному, со всеми четырьмя "фигнерятами" и сценами из опер производились огромными тиражами, контракры с Мариинским театром - очень выгодными. У них была огромная квартира в доме на углу Литейного проспекта и улицы Бассейной (это тот дом, где сейчас находится музей-квартира Н.А. Некрасова). В ней часто собиралась замечательная компания, гостями были А.Г. Рубинштейн, А.П. Чехов, А.Н. Бенуа, К.С. Станиславский, М.Г. Савина…
Но случилось непредвиденное: из Италии, для поддержания голоса Николая Николаевича в форме, был выписан профессор Марти. С ним же занималась и Медея Ивановна. Профессор был довольно молод, в недавнем прошлом с успехом выступал на оперных сценах. Его занятия со знаменитой ученицей становились все более частыми и продолжительными… Случился бурный роман, потом грандиозный скандал, а позже, в 1904 году, и развод. Но до развода супруги изрядно попортили друг другу нервы, дали обильную пищу для слухов и сплетен, а их совместные выступления стали реально опасны для жизни Медеи Ивановны, особенно в таких операх, как "Отелло" и "Кармен". Помирились они только в 1914 году, провожая на фронт сына.
После 1912 года Медея Фигнер выступала в опере очень редко, после ухода с большой сцены она сосредоточилась на вокальной педагогике. Последний ее выход на оперную сцену состоялся уже при советской власти, в 1923 году, а 15 ноября 1928 в зале Ленинградской филармонии состоялся последний концерт певицы. Незадолго до этого была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. В 1930-м году Медея Ивановна покинула СССР и обосновалась в Париже, где продолжила педагогическую работу и эпизодически выступала в концертах с исполнением романсов русских композиторов вплоть до начала второй мировой войны. Скончалась она 8 июля 1952 года на 98-м году жизни.
В 1958 году на доме, где жила чета Фигнеров, по адресу Литейный проспект, 36, была открыта мемориальная доска, посвящённая только одному Николаю Николаевичу, как будто и не было у него жены, не менее известной, чем он. Я думаю, что такое забвение этой потрясающей женщины было связано не с тем, что она была итальянкой, и даже не с тем, что она изменила мужу, а с тем, что Николая Николаевича вспомнили благодаря его четырём сестрам-революционеркам. В это сложно поверить, но старшая сестра Солиста Его Императорского Величества, Вера Николаевна Фигнер, была приговорена к смертной казни за участие в убийстве Государя Императора Александра II. Её, правда, не повесили, отправили на каторгу, а потом и вовсе лечиться за границу отпустили. Остальные сестрички, Лидия, Евгения и Ольга тоже были членами партии "Народная воля", побывали и на каторге и в ссылке, а в советское время работали в организациях политкаторжан. Брат Николая Николаевича, Пётр Николаевич, тоже в студенческие годы был вовлечён в революционную деятельность, в 1878 году даже был арестован за участие в студенческих волнениях, но, окончив Горный институт, остепенился, был руководителем крупных металлургических предприятий России, Статским советником, кавалером ордена Святого Станислава.
Но вернёмся к Медее Ивановне. Я надеюсь, что справедливость восторжествует, и на стене дома №36 на Литейном проспекте, появится и мемориальная доска с её именем. Право же, женщина с такой судьбой этого заслуживает. Родилась в Италии, умерла во Франции, больше половины жизни прожила в России, имела звания Солистки Его Императорского Величества и Заслуженной артистки РСФСР, четверть века пела в главном театре страны - Мариинском, первой исполнила самые красивые русские оперные арии. Более того - до наших дней сохранились грампластинки с её записями, сделанные фирмами "Граммофон", "Колумбия", "Пате", РАОГ, и "Музтрест". Спустя сто лет её удивительный голос по-прежнему чарует, в этом можно убедиться на сайте МИР РУССКОЙ ГРАМЗАПИСИ www.russian-records.com
Дмитрий Горячёв 10.08. 17