Новый Петербург.
Город - это живой организм, он растёт; новые районы, новые доминанты и современная инфраструктура неизбежны. Есть Петербург Достоевского, есть Ленинград Олега Григорьева, а скоро будет условное Кудрово кого-то, кто ещё и не подозревает, что его прославит. Например, жилой комплекс "Я - романтик" на намыве, хотя там даже не все корпуса ещё сданы, уже имеет свою печальную легенду, которая наверняка найдёт отражение в литературе. "То, что невозможно победить, имеет смысл возглавить", - так, кажется, звучит известный афоризм. Немного его перефразируя и отдавая себе отчёт, что город независимо от нашего к этому отношения, всё равно будет развиваться, меняться и увеличиваться в размерах, имеет смысл не просто с этим смириться, а пытаться найти красоту и гармонию в Новом Петербурге.
Отношение к новому в сложившемся, сформировавшемся городе как правило сводится к первоначальному неприятию, преходящему затем в обожание. Как только не ругали критики Спас на Крови или дом компании Зингер, просто наперебой истекали желчью, сейчас же это основные городские достопримечательности. Конструктивистские постройки, ворвавшиеся в мещанский уют рядовой застройки, тоже воспринимались "нечеловеческими", сегодня это признанная классика. А говоря про районы массовой жилой застройки 60-х, все просто соревновались в остроумии, как только их не называли: и "хрущёбы", и "гоблинские гетто". Сейчас это утопающие в зелени тихие предместья, а район Новоизмайловского проспекта от Бассейной улицы до площади Конституции в учебниках архитектуры описывается как реализованный проект идеального для жизни квартала с соблюдением всех нормативов и стандартов.
В конце концов, придётся и с Газпромовской кукурузой смириться, более того, жителям центра, которым она "мешает" не стоит забывать о жителях унылого в основном Приморского района, которых такая выразительная доминанта радует. Я считаю, что даже десять кукуруз в Лахте не навредят городу так, как, например, навредили фонтаны, "благодаря" которым утрачен уникальный ансамбль Московской площади.
Серию Новый Петербург я сделал осенью 2019 года после того, как во время подготовки моей выставки ФОТОДОКУМЕНТЫ в Европейском университете было решено, что параллельно с экспозицией, хорошо бы оформить моими фотографиями Зал заседаний Попечительского Совета или, как его ещё называют, Золотой зал. Я сразу заявил, что могу, конечно, наснимать Петропавловку и Смольный, но в интерьерах современного, принципиально нового учебного учреждения они будут смотреться глупо и что украсить его надо изображением современного, нового Петербурга. Первые девять картинок из этой подборки, были напечатаны большого формата и накатаны на композитные листы; они так и висят в Золотом зале (№ 429), их можно увидеть.
Дмитрий Горячёв, май 2021